Самоуправление

«Возбудите в человеке искренний интерес ко

всему полезному, высшему, нравственному-

и вы можете быть спокойны, что он сохранит

всегда человеческое достоинство. В этом и должна состоять

цель воспитания и учения»

К.Д.Ушинский

По мере развития демократических процессов в школе появляется необходимость в органах самоуправления, которые руководят отдельными сферами жизни коллектива. Они могут быть самыми различными как по номенклатуре, так и составу и функциям.

Несомненно, школьное самоуправление относится к числу наиболее актуальных проблем современного отечественного образования. Прежде всего, в развитии школьного самоуправления проявляет очевидную заинтересованность наше государство, что находит свое отражение в ныне действующих нормативно-правовых документах.

Одной из важных составляющих в управлении школой является активное участие в нем учащихся. В ученическом самоуправлении заключены большие потенциальные возможности для совершенствования образования, объединения для этого созидательных усилий учащихся, учителей, родителей.

Участие в школьном самоуправлении – это особый вид деятельности, в реализации которого проявляются и развиваются организаторские способности как специальные способности, без которых немыслим настоящий лидер.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для создания социального становления учащихся. В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящими перед педагогами и учащимися. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе.

Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где наиболее ярко выражена сфера их интересов.

Самоуправление можно определить, как действия детей, осуществляемые са­мостоятельно или совместно со взрослыми, по планированию, организации и анализу жиз­недеятельности в школе, направленной на создание благопри­ятных условий для общения и развития учащихся и ре­шение других социально ценных задач.

Нами самоуправление рассматривается как один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса и школы. Самоуправление предполагает, что его члены обладают реальными правами и несут реальную ответственность за свою работу.

Развитие личности в школе идёт по двум взаимосвязанным линиям, обозначенным как «со-» и «само-». Под «со-» понимается деятельность, которая совершается совместно с другими – это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от соуправления к «само-» - самоуправлению. Под «само-» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, полное использование условий для самосовершенствования. В таких условиях ребята, как правило, имеют возможность оптимально раскрыть творческие способности и проявить себя. Смысл школьного самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений и толерантного поведения, и обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Модель ученического самоуправления нашей гимназии включает в себя такие составляющие, как содержание деятельности, описание структуры ученического самоуправления, правовое сопровождение и система управления, этапы развития, а также некоторые аналитические материалы.

Цель организации самоуправления – формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разного возраста.

Задачи ученического самоуправления:

  • Ø Предоставление учащимся реальной возможности участия вместе с педагогами в прогнозировании, планировании, организации, исполнении и анализе учебно – воспитательного процесса.
  • Ø Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности.
  • Ø Воспитание положительного отношения и общечеловеческих ценностей, нормам коллективной жизни, законам государства, бережного отношения к природе, воспитание чувства справедливости.
  • Ø Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка.
  • Ø Выявление интересов и потребностей учащихся, реализация которых реально выполнима в условиях образовательного учреждения.
  • Ø Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно – целостные отношения.
  • Ø Определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся.
  • Ø Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития.

Ученическое самоуправление дает возможность учащимся активно включаться в жизнь общества, в решение школьных проблем, влиять на законотворчество взрослых в вопросах, касающихся школьной жизни.

Необходимость организации школьного самоуправления определяется следующими условиями:

  • · Эффективность взаимодействия между администрацией, обучающимися и их родителями.
  • · Родители получают возможность участвовать в разработке стратегии развития учреждения.
  • · Обучающиеся становятся более самостоятельными, активными и инициативными.
  • · Процесс управления образовательным учреждением становится более четким, прозрачным, демократичным и предсказуемым.

Принципы построения и развития ученического самоуправления

 

 

Функции самоуправления

1) Интегративная (сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности; объединение учащихся, учителей и родителей; объединение школьных служб, клубов);

2) Адаптационная (адаптация к социальным условиям);

3) Функция защиты прав и свобод каждого;

4) Коммуникативная;

5) Регулятивная;

6) Воспитательная.

Содержание деятельности органов ученического самоуправления

1. Учебная деятельность:

- помощь неуспевающим ученикам, шефство над ними, консультирование по различным предметам; организация дополнительных занятий силами учащихся;

- урегулирование с педагогами и администрацией школы спорных вопросов по аттестации и переаттестации учащихся по различным предметам и т.д.

2. Научно-исследовательская деятельность:

- организация факультативных занятий по различным предметам силами учащихся;

- создание и регулирование деятельности детских научных обществ и клубов, проведение конференций, недели науки;

- организация сотрудничества с научно-исследовательскими организациями и учреждениями, вузами и т.д.

3. Досуг:

- планирование, организация и проведение тематических вечеров, дискотек и мероприятий для детей разного возраста;

- организация культпоходов в театры, кинотеатры, на выставки и т.п.;

- создание и организация работы творческих групп по интересам различной направленности;

- организация встреч с интересными людьми города: театральными деятелями, певцами, художниками, композиторами и т.п., организация и проведение творческих конкурсов для учащихся;

- организация сотрудничества с художественными училищами, консерваторией и т.д.

4. Профориентационная деятельность:

- создание и организация работы клубов по интересам;

- создание банка данных об учебных заведениях города и области;

- проведение профориентационных дискуссий, игровых вечеров, встреч с интересными людьми редких, сложных, популярных профессий;

- организация экскурсий на предприятия города, налаживание деловых связей с различными учебными заведениями и т.д.

5. Информационно-социологическая деятельность:

- проведение социологических исследований, опросов общественного мнения по различным актуальным проблемам;

- организация работы «статистической службы», «справочной службы» по вопросам проводимых мероприятий, последних событий в учреждении и т.д.

6. Социальная защита:

- выявление с помощью взрослых детей, нуждающихся в социальной помощи;

- привлечение их к различного рода деятельности в рамках учреждения;

- организация сотрудничества с государственными службами занятости, психологическими центрами помощи семье, специалистами телефонов доверия;

- организация сотрудничества, консультаций с различными специалистами: юристами, врачами, психологами и т.д.

7. Правовая защита:

- решение конфликтных, спорных ситуаций, возникающих между педагогами и детьми, родителями и детьми;

- создание «службы контроля» за соблюдением прав детей и педагогов, «суда чести»;

- разработка и обеспечение реализации основных документов, регламентирующих взаимоотношения органов самоуправления и администрации учреждения и т.д.

8. Развитие социального творчества:

- подготовка, организация и проведение социально значимых акций, дел, мероприятий;

- проведение с помощью взрослых или силами детей учебных, развивающих занятий для желающих по проблемам маркетинга, менеджмента, психологии общения, ораторскому искусству;

- совершенствование работы системы самоуправления; проведение различного рода заседаний, конференций по проблемам управления и т.д.

9. Трудовая деятельность:

- разработка и проведение добровольческих акций;

- организация трудовых десантов;

- сотрудничество с государственными службами занятости и т.д.

10. Творческая деятельность:

- создание и организация работы временных и постоянных творческих групп по интересам: сценаристы, оформители, режиссеры, актеры, музыканты и т.д.

11. Координация деятельности существующих детских и молодежных объединений:

- включение в систему самоуправления представителей действующих на базе учреждения общественных организаций;

- осуществление сокоординации их работы;

- разработка и внедрение системы взаимодействия различных объединений между собой.

12. Психологическая помощь:

- создание и координация работы «службы психологической помощи», школьного «телефона доверия» и т.д.

13. Организационно-дисциплинарная деятельность:

- организация школьного ученического дежурства;

- участие в разработке правил и норм поведения учащихся в образовательном учреждении и контроль за их соблюдением и т.д.

14.Формирование и обучение ученического актива:

- выявление учащихся, заинтересованных в участии в общественной работе;

- организация социологических опросов и социологических исследований среди учащихся образовательного учреждения;

- организация работы школы лидеров;

- работа с резервом кадров актива;

- организация выездных учебных сборов актива;

- организация работы школы журналистского мастерства;

- организация работы школы резерва актива.

Нормативно-правовая основа самоуправления

Нормативно-правовой основой взаимодействия МБОУ г. Мурманска гимназии № 8 являются такие законодательные акты, как:

- Конвенция о правах ребенка

- Конституция РФ

- Закон РФ «Об образовании»

- Закон РФ «Об общественных объединениях»

- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761

- Устав МБОУ г. Мурманска гимназии № 8

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

- Положение об ученическом самоуправлении МБОУ г. Мурманска гимназии № 8

- Положение о старостате МБОУ г. Мурманска гимназии № 8 

Модели ученического самоуправления

В настоящее время модели самоуправ­ления общеобразовательных учреждений и формы вовлечения участников образовательного процесса в самоуправление можно сгруппировать следующим образом:

 

1. Административная модель (условное название «Школьный совет») - это формально-правовое самоуправление, основан­ное на требованиях законодательных и локальных актов. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе школьники (через ученическую секцию школьного совета), реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.

Сильные стороны:

1. Полное соответствие требованиям законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность общеоб­разовательного учреждения на территории Российской Федерации.

2. Наличие возможностей для участников образовательного процесса в реализации и защите своих гражданских прав.

Слабые стороны:

1. Исключение потенциала воспитательных программ (в том числе и игровых), реализуемых в общеобразо­вательном учреждении.

2. Формализация процесса выборов органов самоуправления, в том числе и ученического.

3. Недоста­точный учет возрастных особенностей школьников.

В данной модели самоуправления практически не используются педагогические возможности игровой деятельности, которой отводится место только в качестве дополнительной технологии в процессе обучения или дополнительного образования. Ее использование никак не связывается с участием школьников в самоуправлении, а тем более управлении образовательным учреждением.

2. Игровая модель (условное название «Игра Демократия») - самоуправление, основанное на соблюдении всех законодатель­ных и нормативных актов Российской Федерации, гармонично вписанных в правила игры, моделирующей деятельность ос­новных структур государства, местного сообщества (муниципального образования), общеобразовательного учреждения (в зависимости от конкретной модели). Именно правила игры регламентируют взаимоотношения всех участников образова­тельного процесса в рамках игрового взаимодействия.

Сильные стороны:

1.Максимальное использование воспитательного потенциала игры и игровой технологии.

2.Ученическое самоуправление рассматривается в качестве специальной воспитательной программы.

Слабые стороны:

1.Несмотря на то, что эта модель гармонично сочетает нормативно-правовую базу самоуправления обще­образовательного учреждения и воспитательную работу, при психологической неготовности педагогического коллектива к ее внедрению такая модель может рассматриваться некоторыми педагогическими работниками как определенное отступление от традиций, сложившихся в управлении общеобразовательным учреждением.

2. Излишнее увлечение игровой стороной процес­са.

3. Возможность реализации данной модели в полной мере только в условиях детского оздоровительного лагеря в качестве обучения актива школьного самоуправления.

 

3. Раздельная административно-игровая модель (условное название «День самоуправления») - это сочетание двух первых моделей с преимущественным использованием возможностей формально-правового самоуправления и включением в жизнь общеобразо­вательного учреждения один раз в год или в четверть игровой практики в виде замещения должностей педагогов школьниками.

В данной модели самоуправления эти два вида деятельности практически не пересекаются: самоуправление осуществляется в основном административным путем, в том числе с участием детей, а игровые формы используются эпизодически, детям "позволяют" играть в самоуправление, не доверяя им серьезных вопросов, как правило, ограничивая сферу их ответственности досугом, физкультурой и туризмом.

 

4. Совмещенная административно-игровая модель (условное название «Демократическая республика») — это сочетание пер­вых двух моделей, но с преимущественным использованием возможностей игровой технологии, когда в игровой процесс вклю­чаются все участники образовательного процесса (обучающиеся, учителя, родители), а в компетенции формально-правового самоуправления остаются лишь принципиальные вопросы (охрана жизни и здоровья обучающихся, выполнение обязательного государственного образовательного минимума и т. д.). Безусловно, что общеобразовательное учреждение самостоятельно решает вопрос о том, какая модель или ее модификации в наибольшей степени соответствуют задачам дальнейшего развития самого учреждения. В данной модели самоуправления административная и игровая деятельность органично пересекаются на основе взаимной договоренности и правовой базы, когда взрослые доверяют детям определенную часть ответственности за состояние дел в образовательном учреждении, причем не только второстепенные, но и серьезные вопросы, связанные с жизнью образовательного учреждения.

Следует отметить, что идеальной модели самоуправления не существует. Идеальная модель может быть только на бумаге. Идеальную модель использовать в жизни обычной школы невозможно, нужно создавать такую модель ученического самоуправления, которая будет помогать решать проблемы учеников и самой школы. Причем, создать один раз и навсегда тоже не получится, созданную модель нужно будет адаптировать к изменяющимся условиям. Поэтому проанализировав ныне существующие модели самоуправления, мы решили принять совмещенную административно-игровую модель «Демократическая республика» за основу при создании собственной модели.

Структура уровней ученического самоуправления МБОУ г. Мурманска гимназии № 8

Ученическое самоуправление – это первый шаг учеников к овладению сложным искусством управления. Понятно, что научиться этому без помощи знающих и опытных людей практически не возможно. Ученики нуждаются в помощи педагогов и шефов, особенно в самом начале. Постепенно приобретая необходимые знания и опыт, ученики могут организовать свои дела все более самостоятельно, и педагогическая помощь в самоуправлении постепенно становится менее нужной.

Руководство «сверху» в рамках системы школьного самоуправления обычное: органы самоуправления класса подотчетны органам самоуправления школы. Общее руководство развитием ученического самоуправления осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, но «решающий голос» за Педагогическим советом. Он утверждает «Положение об ученическом самоуправлении», дает поручения Ученическому комитету, заслушивает его отчеты. Других непосредственных руководителей у органов ученического самоуправления ни в школе, ни за ее пределами нет.

Педагогический коллектив во главе с директором руководит ученическим коллективом и несет ответственность за учащихся перед родителями и государством. Но педагоги имеют право руководить органами ученического самоуправления лишь формально. Ученики нуждаются в таком руководстве, которое обеспечивает им всю необходимую помощь, но не лишает права самостоятельно решать вопросы повседневной деятельности.

Система школьного самоуправления представляет собой трехуровневую систему. Первый уровень - классное ученическое самоуправление (родители и ученики), второй - ученическое самоуправление (Ученический Комитет, педагоги, родители), третий - школьное самоуправление (управляющие организации МБОУ г. Мурманска гимназии № 8). Первые два уровня самоуправления составляют структуру ученического самоуправления. Каждый ученик класса может входить в тот или иной орган самоуправления класса, гимназии, может быть избран руководителем того или иного органа.

Первый уровень - классное самоуправление (родители и ученики). Классное ученическое самоуправление - обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. На собраниях класса больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому обучающемуся право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками.

Более подробное описание уровней школьного самоуправления, а также функций органов самоуправления будет рассмотрено ниже.

Структура общешкольного ученического самоуправления МБОУ г. Мурманска гимназии № 8

В МБОУ г. Мурманска гимназии № 8 высшим органом ученического самоуправления является. Совет гимназистов . Он собирается один раз в год. В состав Совета гимназистов обучающихся входят члены ученического самоуправления – 7 человек во главе с президентом школы, представители педагогического коллектива – 5 человек, и родители – 3 человека (председатель и заместитель председателя общешкольного родительского комитета, председатель попечительского совета).

Совет имеет следующие функции:

ü Заслушивает отчет председателя Совета гимназии комиссий и оценивает результаты исполнительного органа власти за год.

ü Рассматривает и принимает стратегические управленческие решения, определяющие жизнедеятельность коллектива учащихся на следующий учебный год (сфера деятельности ученического самоуправления, формы и содержание деятельности).

ü Утверждает нормативные документы ученического самоуправления (положения, правила, декларации и др.), вносит в них изменения и дополнения.

ü Вырабатывает рекомендации к внесению изменений в программу деятельности органов самоуправления.

На Совете гимназии все решения принимаются коллективно после обсуждения, спорные вопросы решаются в свободной дискуссии, где каждый имеет право голоса. Решения принимаются большинством голосов, при этом мнение меньшинства выслушивается и учитывается в работе. Заседания проводятся открыто, то есть все желающие могут на ней присутствовать, а решение принятые органами самоуправления публикуются для общего сведения (через газету, на сайте школы). В случае несогласия с решением любой член коллектива имеет право опротестовать это решение в вышестоящем органе самоуправления.

Внеочередной совет может быть созван для рассмотрения неотложных вопросов, касающихся деятельности органов самоуправления по требованию не менее ¼ членов коллектива учащихся 5-8-х классов.

Исполнительным органом самоуправления в МБОУ г. Мурманска гимназии № 8 является Ученический Комитет (УчКом). В состав школьного Ученического Комитета входят уполномоченные представители классных ученических коллективов с 5 по 8 класс на добровольной или выборной основе в соответствии с интересами школьников к общественной работе. Как правило, он собирается на заседания один раз в две недели и по мере необходимости.

Функции Ученического Комитета:

1. Защита прав и интересов учащихся, разрешение конфликтных ситуаций в пределах своей компетентности.

2. Участие в управлении внутришкольными отношениями, в формировании общественного мнения, в укреплении связей с другими школьными коллективами.

3. Планирование, подготовка и проведение ключевых творческих дел.

4. Контроль за дисциплиной и порядком, выполнением правил внутреннего распорядка, дежурством по школе, организацией свободного времени учащихся.

5. Организация взаимопомощи в классе и младшему звену. Осуществляет выполнение решений Совета гимназистов , создает условия и реализует выполнение детскими коллективами (классами, объединениями) программы деятельности.

6. Формирует профильные комиссии и организует их работу.

7. Готовит:

а) программы деятельности секторов;

б) сценарии общешкольных мероприятий

в) положения о конкурсах, акциях и другие материалы организации жизни ученического комитета.

8. Комплектует группы актива под конкретные дела, организует работу с активом учащихся первичных активов и учебу актива.

9. Дает поручения первичным коллективам и проверяет их исполнение.

10. Обращается при возникновении конфликтных ситуаций в Совет школы.

11. Отчитывается о своей работе перед Советом Главы и вносит предложения по совершенствованию жизнедеятельности ученических коллективов.

Члены Ученического Комитета избираются каждый год по результатам общешкольного голосования учащихся, классных руководителей и администрации школы.

Возглавляет Ученический Комитет Председатель , - это тоже выборная должность на один год.

Функции Председателя Ученического Комитета (УчКома):

ü Подготовка и проведение заседаний совета.

ü Составление графика работы совета на учебный год, месяц и неделю.

ü Организация работы по выполнению решений Совета Главы.

ü Контроль над выполнением работы.

ü Распределение обязанностей при проведении мероприятий.

ü Участие в еженедельных собраниях Ученического Комитета.

Структурными подразделениями Ученического Комитета являются профильные комиссии (Совет министров) , в полномочия которых входит работа по реализации основных направлений воспитательной деятельности школы.

Совет министров состоит из лидеров министерств 5-8-х классов (Министр образования, Министр труда, Министр культуры, Министр юстиции, Министр информации, Министр спорта), а также из старост классов и учащихся, представителей в Управляющем Совете гимназии. На первом заседании Совета министров определяются основные направления деятельности. Решения доводятся до всех классных коллективов через старост. Ежемесячно на заседании Совета министров президенты классов отчитываются о своей деятельности.

В МБОУ г. Мурманска гимназии № 8 работают 7 министерств ученического самоуправления. Содержание работы органов самоуправления, их количество определяется исходя их ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе, такими видами деятельности являются: познавательная, самообслуживание, художественно-эстетическая, спортивная, оздоровительная, нормативно-правовая и информационная.

За планирование и организацию познавательной деятельности отвечает
Министерство образования:

- Министерство образования координирует работу учебных секторов в классах.

- Организует проведение внеклассных мероприятий по развитию интереса к учебе, углублению и расширению знаний учащихся: олимпиад, викторин, предметных дней и т.п. совместно с учителями.

- Создает малое научное общество учащихся и учителей с целью развития проектных и исследовательских работ.

- Сотрудничает с министерством печати, участвует в выпуске гимназической газеты, освещает состояние обучения.

- Осуществляет контроль за организацией взаимопомощи учащихся, с этой целью создает группу взаимопомощи.

- С целью контроля за ведением тетрадей и дневников проводит соответствующие рейды.

Министерство образования имеет право:

- определить и назначить класс или отдельных учащихся, ответственных за проведение того или иного мероприятия, и потребовать отчета;

- при проведении рейда потребовать дневники или тетради у учащихся для проверки их ведения;

- вызывать на свое заседание любого ученика с отчетом об успеваемости;

- обращаться к Президенту ученического самоуправления, Совету министров, педсовету, родительскому комитету, Совету гимназии с просьбой обсудить вопрос об учебе любого ученика.

За реализацию художественно-эстетической деятельности отвечает
Министерство культуры:

- Оно координирует работу культурно-массовых секторов классов.

- Планирует, организует и проводит все мероприятия, связанные с эстетическим воспитанием: конкурсы, вечера, дискотеки и т.д.

- Берет на себя организацию эстетической стороны всех коллективных творческих дел и других общешкольных дел.

- Утверждает программы классных мероприятий эстетического направления.

- Сотрудничает с министерством печати, участвует в выпуске школьной газеты.

- Освещает проведение мероприятий эстетического направления.

Министерство культуры имеет право:

- определять и назначать класс или определенных учащихся, ответственных за проведение того или иного мероприятия, и требовать отчета;

- переносить или не разрешать проведение общешкольного или классного мероприятия в том случае, если программа не соответствует эстетическим требованиям;

- обращаться в Совет школы или к администрации с просьбой разрешить проведение того или иного мероприятия.

Заботой о порядке и чистоте в школе, благоустройством, организацией дежурства, трудовых десантов и т.д. занимается Министерство труда:

- Оно координирует работу трудовых секторов классов.

- Планирует, организует и проводит все мероприятия, связанные с трудовым воспитанием: трудовые десанты, генеральные уборки, выставки.

- Берет на себя организацию хозяйственно-бытовые стороны всех общешкольных мероприятий.

- Организует посильный ремонт школьного здания и оборудования.

- Рассматривает на совместных с администрацией заседаниях вопросы выполнения соглашения по уборке кабинетов и рекреаций, состояния охраны труда в классах, информирует учащихся о принимаемых в этой области мерах.

Министерство труда имеет право:

- определять и назначать класс или определенных учащихся ответственными за проведение того или иного мероприятия, требовать отчета.

- привлекать к посильному ремонту здания и оборудования любой класс и любого учащегося;

- вызывать на свои заседания учащихся, не соблюдающих трудовую дисциплину или портящих школьное имущество;

- обращаться к Совету школы, кабинету министров, президенту, родительскому комитету по вопросу обсуждения учащихся, нарушающих трудовую дисциплину, портящих школьное или государственное имущество.

За реализацию валеологической работы отвечает Министерство
спорта и здравоохранения
:

- Планирует, организует подготовку и проведение всех спортивно-туристических мероприятий в школе.

- Разрабатывает положения об этих мероприятиях и организует судейство на них.

- Планирует, организует подготовку и проведение внеклассных мероприятий, связанных с пропагандой здорового образа жизни.

- Совместно с администрацией школы обеспечивает гарантии права учащихся на охрану здоровья.

- Организует контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школы.

- Совместно с медицинским работником, валеологом школы и министерством труда проводит рейды.

- Выпускает листки здоровья. Совместно с министерством печати выпускает школьную газету.

Министерство спорта и здравоохранения имеет право:

- определять и назначать ответственных за те или иные спортивные мероприятия, требовать отчет;

- обращаться в Совет школы или администрации с просьбой разрешить проведение того или иного спортивного мероприятия.

- определить и назначить класс или определенных учащихся ответственными за проведение того или иного мероприятия, и потребовать отчета;

- обращаться в Совет школы, к администрации или родительскому комитету по вопросу несоблюдения санитарных норм и правил учащимися, работниками школы;

- вызывать на свои заседания учащихся, нарушающих санитарные нормы и правила;

- обращаться к администрации школы по вопросам работы столовой и соблюдению режима труда учителями и сотрудниками школы.

За соблюдение прав учащихся, исполнение ими обязанностей, профилактикой правонарушений отвечает Министерство правопорядка:

- Оно следит за дисциплиной учащихся, за соблюдением прав учащихся, Устава школы, школьной Конституции, правил для учащихся.

- Организует и контролирует дежурство классов по школе.

- Организует рейды по проверке посещаемости занятий учащимися.

Министерство имеет право:

- определять и назначать класс или определенных учащихся ответственными за проведение того или иного мероприятия;

- вызывать на свои заседания любого ученика;

- потребовать дневник у нарушителя дисциплины и передать его классному руководителю или дежурному учителю, с тем чтобы тот сделал соответствующую запись;

- обращаться к Совету школы, педсовету, родительскому комитету с просьбой обсудить поведение того или иного ученика;

- посещать любого ученика на дому с целью контроля за соблюдением режима или для беседы с родителями;

- в исключительных случаях, при условии, что члены министерства проголосуют за это единогласно, обращаться в Комиссию по делам несовершеннолетних;

- Осуществляет контроль за дежурством по школе (уборка классов), за сохранностью учебников, мебели, школьного инвентаря и т.д., за санитарно-гигиеническим состоянием школы совместно с министерством здравоохранения. С этой целью проводит рейды.

- Министр права и порядка имеет право присутствовать на педсовете при обсуждении оценок по поведению (при этом он имеет право совещательного голоса).

Министерство по связям с общественностью отвечает за:

- выпуск школьной газеты, освещающей наиболее важные события;

- выпуск оперативных информационных листов, отражающих решения совета, Конституционного суда, дежурного класса;

- следит за оформлением странички Выпускников в школьном альбоме, осуществляет контроль за ее ведением;

- оформление газеты общественного мнения «Я хвалю», «Я критикую», «Я предлагаю», «Я хочу сделать» и контроль за ее заполнением;

- создание видеосюжетов и фильма о жизнедеятельности школы

- следит за систематическим пополнением и обновлением школьного сайта.

Министерство экологии отвечает за:

- поддержание чистоты и порядка в классе, дежурство по классу, школе;

- содержание комнатных растений;

- проведение классных часов на экологические темы.

Каждое министерство имеет свой план работы, содержание которого
определяется согласно Положению об ученическом самоуправлении. Объединяют их КТД, которые расширяют возможности межвозрастного общения, создают особый дух школы.

Согласно принципу педагогического руководства у каждого министерства ученического самоуправления есть педагоги-кураторы (5 из них входят в Совет школы), которые составляют президентский совет.

Педагогами-кураторами выступают директор школы, заместители директора по учебной и воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, другие педагоги, способные оказать помощь членам ученического самоуправления в работе.

Старостат информационный орган, который является связующим звеном между гимназическими органами ученического самоуправления и классными коллективами.

Функции старостата:

- организация помощи и контроль работы комиссий класса, школы;

- отчет о деятельности классного коллектива на заседаниях парламента, общешкольных заседаниях.

На заседании Старостата представители классных коллективов получают план работы и задания по организации и проведении КТД. Заседания Старостата проводятся один раз в месяц.

Совет дела учащихся организуется в целях осуществления самоуправления учащихся и развития их инициативы. Руководство деятельностью Совета дела осуществляет Председатель, избираемый из числа старшеклассников.

В состав Совета дела учащихся входят по два представителя классных коллективов 5-8-х классов, которые избираются на классных собраниях, по желанию учащихся. Для решения текущих вопросов Совет дела может создавать советы дел, совет дел старшеклассников и другие временные органы ученического самоуправления. Член Совета дела учащихся может вносить в повестку дня заседания предложение по обсуждению любого вопроса, если это предложение поддержит треть членов совета или две трети представляемого им классного коллектива.

Классные активы (Совет класса) – это основа ученического самоуправления. Роль его состоит, прежде всего, в том, что это прямая демократия, когда каждый ученик участвует в решении общих вопросов: получает информацию, может задать вопрос, выступить, внести предложение, может публично критиковать или поддерживать избранных лидеров, избирать и быть избранным в руководящие органы. Голосуя, ученик реально влияет на решение различных вопросов, и это – его первые шаги в качестве гражданина. Участвуя в собрании более активно, ученики приобретают навыки публичных выступлений, умение анализировать жизнь, планировать работу, брать на себя ответственность за конкретные дела. Иначе говоря, классные активы – это школа подготовки организатора, школа будущих лидеров.

Указанная структура самоуправления МБОУ г. Мурманска гимназии № 8 соответствует принципам построения системы ученического и школьного самоуправления. Система школьного самоуправления является целостной не только по структуре, но и по содержанию деятельности её органов. Содержательная сторона обеспечивается единым планированием воспитывающей деятельности.

Система ученического самоуправления в классах в МБОУ г. Мурманска гимназии № 8

Высшим органом классного самоуправления в МБОУ г. Мурманска гимназии № 8 является Классное собрание, в котором участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов - и родители учащихся. Функциональные обязанности классного собрания:

  • · планирует работу, представляя предложения учащихся к плану работы на учебную четверть.
  • · подводит итоги работы за учебную четверть и за год;
  • · заслушивает отчеты Совета класса о проделанной работе;
  • · обсуждает важнейшие вопросы жизни классного коллектива.

Классные собрания проводятся не реже 2 раз в учебную четверть.
Решения классного собрания являются обязательными для всех учащихся.
Ведет классное собрание Классный руководитель - председатель классного собрания, который определяет вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса.

Высшим исполнительным органом в системе классного самоуправления в МБОУ г. Мурманска гимназии № 8 является Совет класса, который избирается на собрании из наиболее социально активных учащихся или формируется из представителей микрогрупп. Выборы проводятся в виде открытого голосования, что способствует формированию опыта гражданского правового поведения, созданию условий для реализации гражданских прав учащихся, в т.ч. «выбирать и быть избранным в руководящие органы». Сроки функционирования исполнительного органа самоуправления, режим работы функциональные обязанности, структура также определяются на классном собрании.

Функциональные обязанности Совета класса:

- осуществляет выполнение решений собрания учащихся;

- распределяет поручения между членами коллектива;

- обеспечивает коллективное планирование и реализацию плана;

- систематически анализирует текущую работу коллектива;

- обсуждает оперативные дела;

- формирует временные исполнительные органы самоуправления;

- определяет обязанности профильного (по направлениям деятельности), сменного (избранного в помощь постоянному), временного (по подготовке разовых дел) актива;

- направляет своих представителей в школьные штабы, клубы, советы, комиссии;

- оценивает поступи членов коллектива, поощряет и награждает отличившихся ребят.

Основным контрольным органом классного самоуправления в МБОУ г. Мурманска гимназии № 8 является Родительская комиссия, которая избирается на родительском собрании прямым (открытым или тайным) голосованием из числа родителей учащихся в количестве 3 человек сроком на 1 (один) учебный год. Руководит работой родительского комитета председатель.

Функциональные обязанности Родительской комиссии:

  • · занимается спорными ситуациями, возникающими в процессе деятельности классного коллектива;
  • · решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
  • · принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
  • · оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
  • · организует и проводит индивидуальную работу с семьями учащихся.

Следует отметить, что в систему классного самоуправления в МБОУ г. Мурманска гимназии № 8 входят 7 секторов, каждый из которых выполняет определенные функции и отвечает за организацию полезных внеурочных дел в гимназии.

Культмассовый сектор :

- Организует все досуговые мероприятия в классе и помогает в проведении общешкольных мероприятий.

- Занимается с классными руководителями организацией экскурсий, посещения театров и музеев.

- Разрабатывает сценарии школьных мероприятий.

- Занимается оформлением залов к мероприятиям и праздникам.

- Оказывает помощь в оформлении тематических стендов.

- Ведет учет и разрабатывает систему поощрений творческих достижений учащихся.

- Участвует в собраниях Ученического Комитета (УчКом).

Спортивный сектор :

- Организует все спортивные мероприятия в классе и участвует в проведении общешкольных мероприятий.

- Следит за наличием спортивной формы и обуви на уроках физической культуры всех учащихся класса.

- Оказывает помощь в формировании команды для гимназических и городских соревнований.

- Занимается пропагандой здорового образа жизни.

- Ведет учет и разрабатывает систему поощрений спортивных достижений учащихся.

- Участвует в собраниях УчКома.

Информационный сектор :

- Отвечает за распространение информации на сайте МБОУ г. Мурманска гимназии № 8.

- Своевременно информирует о предстоящих гимназических мероприятиях и подведит итогов прошедших (фото или видео отчеты).

- Размещает необходимую информацию в классном уголке.

- Контролирует выпуск классами газет к знаменательным датам и праздникам.

- Собирает материалы, организует публикации и статьи в гимназический вестник каждый месяц.

- Участвует в собраниях УчКома.

Сектор дисциплины и порядка:

- Организует и контролирует дежурство в гимназии и классах.

- Контролирует соблюдение дисциплины на переменах (ведет учет нарушителей).

- Организует контроль пропусков и опозданий учащихся.

- Еженедельно подводит итог посещаемости, докладывает Председателю Ученического Комитета. Составляет список часто пропускающих учащихся.

- Осуществляет еженедельные рейды по проверке состояния учебников, канцелярских принадлежностей.

- Подает дневник поведения учителю на каждом уроке.

- Ежедневно докладывает класному руководителю об учениках, записанных в дневнике. Нарушители вызываются на общешкольный Ученический Комитет.

- Следит за внешним видом учащихся.

- Оказывает помощь в организации и проведении общешкольных мероприятий (дежурство).

- Контролирует соблюдение правил поведения в гимназии.

- Участвует в собраниях УчКома.

Образовательный сектор :

- Оказывает помощь учащимся в преодолении затруднений в учебе.

- Организует рейды по проверке домашних заданий.

- Ведет учет успеваемости в классе.

- Помогает классным руководителям проверять дневники учащихся.

- Помогает в организации и проведении гимназических научно-практических конференций, учавствет в подготовке к предметным олимпиадам.

- Сообщает классу об изменениях в расписании.

- Проводит тематические классные часы совместно с другими секторами.

- Участвует в собраниях УчКома.

Трудовой сектор :

- Организует и проведит общешкольные субботники, генеральные уборки в гимназии и классах.

- Следит за состоянием школьной и классной мебели.

- Осуществляет контроль за питанием учащихся (заполняет талоны на питание).

- Организует шефство над ветеранами Великой Отечественной войны (оказывает необходимую помощь, организует поздравления ветеранов).

- Оказывает помощь в организации добровольческих акций.

- Участвует в собраниях УчКома.

Экологический сектор:

- Организует экологические акции.

- Участвует в международных экологических акциях.

- Оказывает помощь в проведении Дней Здоровья.

- Организует оздоровительный отдых учащихсяв каникулярное время.

- Участвует в экологических олимпиадах и городских экологических конкурсах.

- Организует работу по сохранению и уходу за комнатными растениями в классе;

- Проведит классные часы об охране окружающей среды на тематических неделях.

Этапы создания и реализации модели школьного самоуправления МБОУ г. Мурманска гимназии № 8:

1 этап – диагностический.

Система внутришкольного самоуправления - явление высокого уровня сложности, результат длительной работы педагогического и ученического сообществ. Педагоги не могут регламентировать межличностные, межвозрастные, внутри- и межгрупповые отношения, складывающиеся в процессе детского самоуправления. Однако диагностика их состояния, анализ деятельности, порождающей эти отношения, поддержка детей и позиции детей, нуждающихся в этом, являются функциональными обязанностями педагога как воспитателя.

На этом этапе происходит диагностирование внутришкольных отношений как процесс и результат совместной деятельности педагогов и учащихся; проектирование и реализацию «прецедентов самоуправления»; развитие самоуправления как основного события в жизни школы.

  • Ø выявление социальных групп в образовательном процессе, которые являются основными и активными участниками самоуправления;
  • Ø установление основных сфер деятельности ученического самоуправления, в которых оно возможно и целесообразно, с педагогической точки зрения.

2 этап – подготовительный.

Замечательные возможности для подготовки учащихся к самоуправлению предоставляют коллективные творческие дела (КТД). В ходе подготовки и проведения КТД его участники осуществляют все операции самоуправления: совместно определяют цель своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации, управляют процессом ее осуществления, осмысливают результат.

Большое значение для нормального функционирования системы школьного самоуправления имеет разработка нормативно-правовой база, на основании которой формируется и развивается модель самоуправления. Важной составлюящей этого этапа является описание перспектив развития самоуправления для определения основных направлений деятельности.

3 этап – основной, деятельностный.

На данном этапе происходит создание органов самоуправления в классах и делегирование из актива класса в Ученический комитет самоуправления, определяется структура Ученического комитета, разрабатываются локальные акты, определяются основные направления деятельности, все больше места в них отводится общественно полезным делам, направленным на организацию жизни, учебы, труда учащихся, на их участие в управлении школой, на защиту ими своих прав и интересов. Данный вектор становления ученического самоуправления обеспечивает педагогический коллектив помощниками и единомышленниками из числа учащихся.

4 этап – конструктивно - формирующий.

Отрабатываются механизмы деятельности самоуправления, идет непосредственная работа Ученического комитета, внедряется система учебных и методических занятий, проводятся конкурсы социальных проектов. На этом же этапе идет корректировка основной модели ученического самоуправления, реализуются разработанные программы и планы деятельности, происходит укрепление и расширение социального партнерства. Ученическое самоуправление развивается более интенсивно, если оно не замыкается в рамках своей школы и активно сотрудничает с другими структурами.

5 этап – Диагностика результативности.

Успешно пройдя эти этапы развития ученического самоуправления мы можем подвести итог нашей деятельности.

На первом этапе организации системы самоуправления МБОУ г. Мурманска гимназии № 8 было проведено анкетирование среди учащихся 5-8-х классов с целью выявления сфер направленности интересов. Результаты анкетирования были использованы для разделения гимназистов по секторам (таблица).

Заключение

Основным результатом реализации данной модели самоуправления станет формирование гражданственности у учащихся на основе компетенций, обусловленных личностными целями и жизненным опытом, имеющим универсальное значение во взаимодействии с социумом.

Кроме этого, создание и совершенствование системы самоуправления способствует развитию социальной одаренности учеников (одаренности в сфере общения, творческой, лидерской деятельности).

Самоуправление через организацию личностнозначимой для ученика деятельности позволяет включить его в реальную социальновостребованную деятельность, помочь в овладении необходимым социальным опытом, сформировать гражданскую готовность к творческой, социально-преобразовательной деятельности, развить лидерский потенциал, расширить сферы общения самореализации, что, в конечном итоге, способствует успешной социализации ученика.

Ученическое самоуправление (только реальное, а не формально-приказное) обладает огромным потенциалом для развития детей, которые в нем активно и сознательно участвуют. Прежде всего, это возможность проявить свои организаторские способности в конкретном деле, научиться выявлять и решать проблемы, с которыми сталкиваются одноклассники. Очень важно, что у детей есть возможность вести конструктивный диалог с различными партнерами (директор школы, учитель, детская общественная организация и т.д.), уважая точку зрения оппонента. Разумеется, это закрепление навыков самоорганизации и самодисциплины, умение распределять свое время, публично выступать и защищать свою точку зрения, работать с документами.

ЗНАКОМЬТЕСЬ!

  Наш коллектив
  Наша гимназия

Мишина Ю.К., учитель математики

НАШИ ДРУЗЬЯ

Федеральный портал «Российское образование»
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Министерство образования и науки Российской Федерации
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Контактные данные
• Директор:
Дзюба Ольга Андреевна
+7 (8152) 44-15-34

• Секретарь:
Манушкина Анжела Викторовна
+7(8152) 44-64-11

• Адрес электронной почты:
  • Адрес:
183039, Мурманская обл.,
г. Мурманск, ул. Книповича, д. 35/2
 


© Все права защищены "Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска "Гимназия № 8" Адрес: 183039 г. Мурманск, улица Книповича, д.35/2

Используется «Twilight CMS»