Лобач М.Н.

Лобач Марина Николаевна, учитель гимназии №8.


Уроки любви, добра и страдания в жизни Николеньки Иртеньева
 (по повести Л.Н.Толстого «Детство»).
Раннее детство – тот период,
в котором всё освещено таким
милым утренним светом,
в котором все хороши, всех
любишь, потому что сам
хорош и тебя любят.
Л.Н. Толстой
Учитель:  
29 сентября отмечалось 175-летие со дня рождения русского писателя  Льва Николаевича Толстого.
В рамках Декады словесности мы проводим урок и вновь обращаемся к трилогии Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность», точнее к первой её части.
Ученики:
Толстой начал работать над повестью «Детство» весной 1851 года, находясь в Москве, и продолжил работу на Кавказе. Из планов Толстого, названных «Четыре эпохи развития», видно, что за «Детством» должны были последовать ещё три части:»Отроч6ство», «Юность» и «Молодость». Цель автора – «резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни». Юных героев писатель решил провести через четыре сферы – «чувств, наук, обращения и денежных обстоятельств». «Замысел мой, - указывал Толстой, - был описать историю не свою, а моих приятелей детства».
 И хотя повесть – не автобиография писателя, но в её главном герое запечатлены многие черты, которые были свойственны Толстому в его детские годы, а в других действующих лицах повести запечатлены образы его родных, друзей, воспитателей.
Учитель:
Тема нашего урока……
Запишем!
                                 - Что же такое детство?      
    чтение эпиграфа

- В повести «Детство» Толстого всё погружено в море любви, разлитой вокруг Николеньки: все любят его и он любит всех.
- Как называется такое состояние?
гармония
Маленький человек абсолютно согласен с собой и окружающим миром.

- Так у писателя рождается образ «царства дивного», в котором «всесильным господином» оказывается ребёнок. Записать в тетради.

Детский мир весь состоит из материальных подробностей и мелочей. Это происходит исключительно оттого, что всё вокруг видится глазами ребёнка, открывающего себе огромное, неведомое пространство предметов, звуков, запахов(включить музыку Шумана «Грёзы»).
Под музыку звучит пересказ, близкий к тексту 7й  главы «Охота». - ученики
Вопросы!!!
- Какая природа вокруг? 
     Огромный простор, красота, дивные запахи, звуки.
- Какие чувства испытывает мальчик?
     Волнение, радость, наслаждение.
- Почему именно глазами ребёнка показан пейзаж?  
     Он тоньше чувствует окружающий мир.
- И в этом мире, наполненном яркими, сочными красками, теплым, лучистым светом, рядом с Николенькой живут люди, преисполненные неиссякаемой добротой и любовью. Кто они? 
     Мама, няня и домашний учитель.
(Сцена из гл. II «Маман»)
(Матушка, задумавшись, сидит в гостиной и разливает чай. Карл Иванович подошел прямо к ручке матушки. Она опомнилась, тряхнула головкой.)
Маман (по-немецки)
- Благодарю, милый Карл Иванович!
  Хорошо ли спали дети?  
  (Сыну)
- Подойди, милый. Ты плакал сегодня? О чем ты плакал? (Гладит, целует в лоб)
Николенька:
- Это я плакал во сне, маман.
Карл Иванович:
- Да, ему приснился дурной сон, всего – навсего сон.
Маман:
- Ну, ступайте теперь к папа, да скажите ему, чтобы он непременно ко мне зашёл).
(Оба кланяются и уходят)
         
Учитель:
- Каждому человеку хочется вновь вернуться в мир детства, хотя это невозможно.
 Как к абсолютной нравственной величине тянется к нему из своего взрослого настоящего постаревший Иртеньев, поверяя сегодняшнюю жизнь и себя сегодняшнего далёким прошлым, тем далеким мальчиком, который с энтузиазмом, восторгом и удивлением взирал на мир.
Жизнь состоит из мелочей. И Толстой показывает вереницу сменяющих друг друга бытовых предметов и усадебных видов, таких непримечательных и каждодневно видимых.
(Чтение отрывка из I гл. «Учитель Карл Иванович»)
«….Бывало, как досыта набегавшись внизу по зале….

- Как вы думаете, зачем он это делает?
Вероятно, чтобы донести читателем мысль о том, что все привычное, не перестает волновать и трогать нас.
Мы привязаны сердцем к своей повседневности. И к этому знакомому и милому человек, будь он взрослый или маленький, тянется всегда в свои не самые радостные минуты жизни.
- Итак, Николенька переживает наказание.
В каком чувстве он более всего сейчас нуждается?
В сочувствии, в сострадании, в любви. 
Почему?
Иначе и быть не может. Потому что детский мир хрупок, беззащитен
и живет только любовью.
Записать.      Если нет любви, то этот мир обречен.

- Но у Толстого на происходящие события смотрит и взрослый Иртеньев. Отсюда главная мысль писателя о детстве, как мире гармонии и всепоглощающей любви значительно осложняется. Иртеньев с высоты жизненного опыта наделён знаниями о том, каким разрушениям и невосполнимым утратам подвержено детство. Ребёнок этого ещё не пережил, а взрослым человеком трагедия утрат уже вполне осознана.
Автор показывает, как в детский мир приходит смерть. У Николеньки умирает мать.
(Анализ ХХVII гл. «Горе»).       Ученики.
 Это событие кажется мальчику невероятным, так как мир для него – это место, где всё живёт и исполнено радости.
Поэтому сознание Николеньки отказывается соотнести лицо матери «с тем бледно – желтоватым предметом», который он видит на том месте, где находилось лицо.
И когда в видимом предмете начинают проступать «знакомые милые черты», (какие чувства?) мальчик переживает состояние ужаса (почему), потому что в мире, в котором живет Николенька не существует невозвратимого ухода.
 
- Перечитаем письмо матери, это крик души женщины, которая знает, что она умирает (гл. ХХV «Письмо»).    Сама!

-Какие черты характера героини открываются нам здесь?  
Она нежная, любящая, заботливая, думающая только о тех, кого любит. Она тонко чувствует своих близких.

- Как встречает Наталья Николаевна смерть?
Мужественно, ей не страшно умирать, она спокойна.
Но она не понимает, зачем ей это, когда они так счастливы вместе.
- Как переживает Николенька её смерть?
Смерть матери – сильнейшее душевное потрясение для ребёнка.
Мать для него – высший идеал. ( с. 49, гл. 15).
- Смерть своей любимицы переживает и старая няня.
- Почему Николенька потянулся именно к Наталье Савишне? Что же притягивает к этой женщине всех, кто знал её, и почему через годы взрослый Николай Иртеньев с такой теплотой вспоминает о ней?

Пересказ – анализ (краткий) гл. 28.

  Последние грустные воспоминания.

Маман  уже не было, а жизнь шла своим чередом, те же заботы, те же хлопоты. Николеньке образ маман казался оскорблённым, что – то  должно было изменится… Единственной отдушиной для этого огромного, необъяснимого горя, которое теснило душу мальчика, была его нянька, добрая старушка Наталья Савишна. «она искренне любила и сочувствовала, поэтому плакать с нею было для Николеньки отрадою». Был выход этим чёрным и горьким мыслям.
К сожалению, после отъезда Николеньки и домашних, Наталья Савишна начала тихонько угасать, а старческая болезнь, к которой та имела склонность, и вовсе сломила её. Свои тяжкие мучения Наталья Савишна выносила с «поистине христианским терпением». За месяц до своей смерти она довершила земные дела: перебрала барскую одежду, привела в порядок дом, а за час перед своим отходом, Наталья Савишна вспомнила, что ничего не оставила бедным, и попросила раздать 10 рублей. Она умерла с улыбкой на губах, и тем самым совершила самое великое дело в жизни – умерла. Исполнив законы библии и с твёрдой верой в Евангелие… Добрая, тихая и бесконечно любящая старушка Наталья Савишна, её образ навсегда запечатлеется в душе уже постаревшего Николая Иртеньева…

Учитель:
- Смерть матери, расставание с Натальей Савишной и Карлом Ивановичем становятся тем порогом, который отделяет детство от отрочества. 

ЗНАКОМЬТЕСЬ!

  Наш коллектив
  Наша гимназия

Гроховская Д.А.,учитель русского языка и литературы

НАШИ ДРУЗЬЯ

Федеральный портал «Российское образование»
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Министерство образования и науки Российской Федерации
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Контактные данные
• Директор:
Дзюба Ольга Андреевна
+7 (8152) 44-15-34

• Секретарь:
Манушкина Анжела Викторовна
+7(8152) 44-64-11

• Адрес электронной почты:
  • Адрес:
183039, Мурманская обл.,
г. Мурманск, ул. Книповича, д. 35/2
 


© Все права защищены "Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска "Гимназия № 8" Адрес: 183039 г. Мурманск, улица Книповича, д.35/2

Используется «Twilight CMS»