Литература

Оформление: портрет Колычева Н.В., иллюстрации, словарные слова, тексты.

       Эпиграф:

Что памятник, когда в душе - пустырь.
Все станет прахом, порастет травою.
О Господи!..
Крещусь на монастырь.
Безверье - смерть!
А для живых - живое!
  Н. Колычев.

Ход урока.

1. Приветствие учителей.

2. Сцена в Чудовом монастыре. (Пимен и Григорий).
  – ...Я угадать хотел, о чем он пишет?

– О чем же пишет старец?

О том, что  О том, что
видел.   помнил.

– Каким образом можно сохранить эту память?

2) Через слово

– Как можно сохранить память через слово?
– Кто владел мастерски словом?

Писатель                           Поэт 

1) Через памятники

– Какие? (указать на иллюстрации).

– Церкви, монастыри можно ли отнести к памятникам истории и культуры?

                                    Безусловно!

Значит, они отражают образ Родины, малой родины, они наша духовная память.

– Нужно ли хранить память?

Конечно, память должна быть сохранена.

– Одним из таких памятников истории, архитектуры и культуры является Кандалакшский монастырь.
          (справка о монастыре)
Именно Кандалакшскому монастырю посвятил Н. Колычев свое стихотворение.

– Откройте учебник на странице 129-й. Читаем первый абзац: «Мурманчане знают своих писателей. Ведь они живут рядом с нами, ходят теми же улицами, что и мы с тобой. Разные пути привели их в наш город, который стал родным, «навеки сердцу дорогим».

– Встреча с Николаем Колычевым не первая. Дома вы писали отзывы о том, как к вам пришел поэт. Очень интересные, проникновенные строки. Послушаем несколько работ.

! ВИДЕОРЯД На фоне видеоряда о поэте звучат 2-3 отзыва.

– Имя Николая Колычева хорошо известно любителям поэзии. Его популярность не ограничивается нашей областью: стихи поэта печатаются и в литературных журналах, и выходят отдельными сборниками как в Мурманске, так и в Москве.
 В его поэзии прослеживаются мотивы хорошо известных нам поэтов: Лермонтова, Некрасова, Есенина, Рубцова.
 На первый взгляд Николай Колычев – очень понятен. Но он глубокий, философски размышляющий поэт.
 Мотивы его поэзии обогащаются современным смыслом и чаще всего объединяются образом России – Родины.
 Профессор МГПУ Людмила Тимофеевна Пантелеева, исследователь творчества Н. Колычева, сказала: «Он болеет за родину… Стихотворения Колычева окрашены особой тональностью, которая создается сочетанием эпичности, философичности, лиричности».
 Сегодня на уроке мы прикоснемся к творчеству Николая Колычева, познакомимся с его стихотворением «Монастырский наволок», вслушаемся в каждый звук произведения, постараемся услышать боль поэта за свою малую родину.

 Тема нашего урока «Образ малой родины в стихотворении Н. Колычева «Монастырский наволок».       Запишем!

? – Слушаем стихотворение в исполнении автора

  ! ВИДЕО

– Каковы первые впечатления?
   Какие ассоциации возникли?
   Что вы почувствовали, слушая стихотворение?

– Какие слова непонятные?

Н. Клюев – критический поэт начала ХХ века, воспевавший Родину, родную землю. Репрессирован и расстрелян в 1937 году. Стихи созвучные колычевским, близкие в восприятии малой Родины, поэтому и у Клюева и у Колычева используется образ двуперстье

келейные ключи

наволок

клюевские стихи

Сирин

– О чем это стихотворение?

        О нашем крае

– Найдите реалии Севера

Кандалакшский монастырь, полноводная Нива, Север России, семга, приморский край, синева залива, зверье несметное.

– Почему стихотворение называется «Монастырский наволок»?

– Стихотворение делится композиционно на III части. Какие части вы бы выделили? Обоснуйте.

     Первые три строфы – I часть (история)
     4 и 5-я строфы – II ч. (сегодняшний день)
     6-я строфа – III ч. (размышление поэта)

– Читаем I часть

Наволок – место для городских массовых гуляний, а почему в
                  стихотворении звучит слово пустырь?
– Подберем синонимы к слову пустырь

      пустота

– Какие возникли ассоциации?     ничего


 заброшенность            неухоженность

– Здесь автор говорит еще о Крестах.
 Слово лингвистам (значения слова)

– В каком значении употреблено слово «кресты»?

          прямое

1) – Каким предстает лирический герой?
 Обращаясь к мнению профессора Пантелеевой:
«Лирический герой сознает ответственность и вину перед всем живым на земле. Это сознание сопряжено с одиночеством, незащищенностью колычевского героя. Лирический герой и автор едины в своем восприятии мира, это человек ХХ века, ощущающий трагические парадоксы эпохи. Отражая драматизм времени, поэт «не капитулирует» перед жизнью.
   Я приемлю и эту жизнь,
   Я восславлю и этот мир».

2) Каким настроением пронизана I часть?

Грусть, печаль, но он чувствует свое единение с историей, со страной («становлюсь к векам минувшим ближе»).

3) – Память его подводит: что-то забыл. Что? И «слово драгоценное звучит…» Он чувствует свою сопричастность с тем, что происходит в далеком XVII веке.

– Послушайте короткую историческую справку о реформе Никона и Иване Неронове.
(Иван Неронов – видный религиозный деятель XVII века, протопоп Казанского собора, противник реформы Никона. Узник Кандалакшского монастыря (1654 г.)

– Какие слова использует автор, описывая Ивана Неронова?

   Слова высокой лексики, торжественные

      двуперстье
      келейные ключи
      высок страдалец
       (и внешне и внутренне (духовно)

– Он проиграл в споре, но лирический герой на стороне Ивана Неронова.

– Звучит драгоценное слово, которое впору послушать царю.

– Каково взаимоотношение лирического героя с этим прошлым миром?

Он с ним в гармонии. Он видит и слышит, что здесь происходит.

– И природа как живое действующее лицо понимает его, поддерживает, вторит: «Забыл, забыл…»

– С каким настроением мы прочитаем эту I часть?


Торжественно, пафосно. Потому что обязывают слова высокой лексики:
гудящий, колокол, двуперстье, проиграл, страдалец.

– Какой предстает перед нами Родина в I части?

     могучая, необъятная, всесильная.

– Обратимся ко II части стихотворения.
Она по интонации другая. Из истории мы переносимся в сегодняшний день.
– Изменился ли лирический герой?

Да! Совершенно обыкновенный человек, такой, как мы.

– Лирический герой изменился во II части, а Родина?
   Изменяется ли Родина во II части, прежняя ли она?

Жизнь идет своим чередом, буднично, решаются какие-то ежедневные проблемы, ловится семга, убивается зверье.

– Людям свойственно не беречь то, что имеют. Они потребители. Принимают Родину как мать, которая им что-то должна.

– Каков лирический герой в III части?

      Прочесть!
       
     страдалец  страдать

– Почему?

Не знает языка природы, находится в дисгармонии с ней.

– Какой образ снова возникает в III части?

     Кресты 
 
  Переносное  прямое    (образ страдания) (на могилах)

– Почему страдает лирический герой? Какой стоит знак?

   …

 знак умолчания.
– Почему недоговоренность? Чего хочет автор?

Автор хочет, чтобы мы приобщились к его страданию и поразмыслили вместе, почувствовали его боль.

– Боль о чем?
– Знаем ли мы, жители этого края, свои истоки, своих предков?


     Нет! Мы тоже забыли.

Мы, разрушая духовные ценности: храмы, монастыри, кресты на могилах, разрушаем тем самым свою нравственность, свою душу, свою родину.
Николай Колычев – неравнодушный человек.
Он развивает эту тему и в другом стихотворении «Сказание о шестнадцати мучениках»
    … Беспамятство души… Духовный мрак.
    Народ – без рода… Рвется там, где тонко!
    Ведь только тело убивает враг,
    А душу могут отмолить потомки!

! Поэт приглашает нас к размышлению.
– Над чем мы должны задуматься вместе с поэтом Николаем Колычевым?

     ! неравнодушие
     ! память духовная и историческая.

На знании своих истоков зиждется память народа, крепятся связи поколений. Чтобы умножать добрые традиции, чтобы гордиться родом, Родиной, нужно знать и помнить о делах своих отцов.

– Встреча с поэтом не последняя, нас ждет еще много открытий.

Д/з: выучить стихотворение Н. Колычева «Монастырский наволок» и написать отзыв по нему.
 
Кандалакшский монастырь.

 Русское влияние на Севере усилилось с появлением здесь монастырей, в том числе и Кандалакшского.
(Чтение текста)
 В Кандалакшском монастыре уже к началу XVII века было 16 келий, 2-е мельницы, 4-е солеварни, а также коровник, амбары, погреб. Обитатели монастыря рубили и вывозили лес, ловили рыбу, промышляли зверя и птицу.
 При монастыре находилась школа для мальчиков, в которой в разное время занимались от 6 до 18 человек. Основным пособием им служил псалтырь. Была в монастыре библиотека. По описи 1705 года там числилось 158 книг.
 В конце XVII – начале XVIII века торгово-хозяйственное значение монастырей уменьшилось.
 Кандалакшский монастырь был упразднен в 1742 году.
 
 Этимологический словарь.

1) Страдалец  страдать


    общеславянское.
Образовано с помощью ати от страда – «работа, нужда».
Страдалец – тот, кто испытывает или испытал много страданий;
    мученик.
Страдание – физическая или нравственная боль, мучение.


 Толковый словарь.

2) Келья – жилище монаха, монахини в монастыре (отдельная комната
                 или отдельное жилище).

3) Двуперстье – сложение двух пальцев (указательного и среднего)
                          правой руки для крестного знамения (у старообрядцев).

4) Крест – символ и предмет христианского культа в виде вертикального
        стержня, пересеченного у верхнего конца перекладиной (по
        евангельскому сказанию, на таком кресте был распят Христос).

5) Наволок – (у Меркурьева) мыс; полуостров.

6) Сирин – в средневековой мифологии райская птица-дева, образ
         которой восходит к древнегреческим сиренам.
         В русских духовных стихах Сирин, спускаясь на землю,
         зачаровывает людей своим пением.
 
 МОНАСТЫРСКИЙ НАВОЛОК.

Я выхожу к заливу на пустырь,
И, становясь к векам минувшим ближе,
Там, где сегодня рушатся кресты,
Я вижу Кандалакшский монастырь
И колокол, гудящий мерно, слышу.

Мне кажется, забыл я что-то здесь.
«Забыл, забыл…» - кивают сосен кроны.
Выходит в кандалах Иван Неронов,
Двуперстье гордо к небесам воздев.

И слово драгоценное звучит,
Такое слово, что послушать впору
Царю в стенах Казанского собора…
Высок страдалец, проигравший в споре.
Звенят, звенят келейные ключи.

Приморский край…
Я вижу паруса,
Скользящие над синевой залива.
И бьют зверье несметное в лесах,
И ловят семгу в полноводной Ниве.

И высоко, в обитель облаков,
Взлетают плачи Севера России,
И песнею в певучем клюве Сирин
Летит к истокам клюевских стихов…

Ты не умеешь говорить, пустырь.
Мне не знаком язык листа и ветки,
Я многого о вас не знаю, предки…
Могилы вялые… Забытые кресты…
Шуршат обертки, и гниют объедки.

ЗНАКОМЬТЕСЬ!

  Наш коллектив
  Наша гимназия

НАШИ ДРУЗЬЯ

Федеральный портал «Российское образование»
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Министерство образования и науки Российской Федерации
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Контактные данные
• Директор:
Дзюба Ольга Андреевна
+7 (8152) 44-15-34

• Секретарь:
Манушкина Анжела Викторовна
+7(8152) 44-64-11

• Адрес электронной почты:
  • Адрес:
183039, Мурманская обл.,
г. Мурманск, ул. Книповича, д. 35/2
 


© Все права защищены "Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска "Гимназия № 8" Адрес: 183039 г. Мурманск, улица Книповича, д.35/2

Используется «Twilight CMS»